Для того, чтобы ребенок гармонично развивался и не отставал от сверстников, нужно с ним постоянно заниматься. В этом я убедилась на собственном опыте. Важно, как можно раньше создать условия для творческого, интеллектуального и физического развития малыша. Кроме этого, важно, с раннего детства приучать ребенка к чистоте, порядку, дисциплине, самостоятельности и уважению. Все, что вы успеете заложить в ребенка до 7 лет, будет способствовать не только успешному обучению в школе, а затем в вузе, но и поможет во всей дальнейшей жизни.
Часто родители уделяют недостаточное внимание самостоятельным занятиям с ребенком, просто потому что не знают, что именно нужно делать. В этой заметке мы рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь организуя развивающие занятия для детей дома.
Первые занятия с малышами от 1 года должны длиться не дольше 5-10 минут, так как маленькие дети не могут долго концентрироваться на одном занятии. Поэтому полезно чередовать виды деятельности или делать перерыв. С детьми постарше можно увеличивать продолжительность занятий до 25-30 минут.
Маленькие дети воспринимают мир в основном через осязание, а также зрение и слух. Их больше интересует сам процесс какой-либо деятельности, а не результат. Поэтому никогда не ругайте, если что-то не получилось.
Ниже рассмотрены основные виды деятельности и примеры занятий для развития тех или иных способностей и навыков.
Развитие речи
Направлено на увеличение словарного запаса ребенка, развитие артикуляции стимуляцию общения и повторения.
Важно! Для правильного развития речи нужно всегда говорить с ребенком грамотно и правильно (без уменьшительно-ласкательных форм).
1.Увеличение запаса слов:
- постоянно рассказывать, что происходит вокруг малыша, что его окружает;
- читать сказки, стихи (для малышей больше подойдут Барто, Чуковский, Маршак);
- проговаривать вместе новые слова;
- разучивать наизусть стихи и песни;
- изучать новые слова (например, с помощью альбома по развитию речи Батяева С.В или серии книг – «Умные книжки»).
2.Общение:
- стараться почаще подталкивать малыша к разговору, задавая вопросы и терпеливо слушая;
- имитировать звуки и движения;
- обсуждать происходящее в сказке или мультфильме;
- вспомнить и обсудить, как прошел день;
- обсудить прочитанную сказку, просмотренный мультфильм;
- предлагать пересказать прослушанную сказку;
- просить описать предмет (задавая вопросы со словом: какой?);
- повторять движения, о которых идет речь;
- играть в речевые игры (например, «закончи фразу», «а что, если?», «что бывает», «что можно сделать», «угадай кто» и т.д.);
- рассказать сюжет сказки по картинке.
3.Развитие артикуляции:
- учиться дуть (мыльные пузыри, в дудочку, трубочку, на свечу, вату, листья и т.д.);
- учиться задерживать дыхание;
- говорить шепотом и громко;
- выполнять гимнастику для языка и губ (строить рожи, высовывать язык, открывать широко рот и т.д.).
4.Социализация:
- ставить театральные инсценировки на основе сказок;
- играть в ролевые игры;
- играть в сюжетные игры игрушками;
- общаться с другими детьми (игры, взаимодействие, взаимопомощь и т.д.).
5.Изучение букв и звуков:
- заниматься с карточками (например, с помощью карточек Домана);
- изучать алфавит (например, используя Букварь Жукова Н.С., Букварь Узорова О., кубики Зайцева, карточки, настенные плакаты).
Интеллектуальное развитие
Включает в себя изучение окружающего мира, свойств предметов, формирование мышления, внимания, логики и памяти. Считается, что мозг растет и развивается тем лучше, чем больше он работает. Доказано что большая часть клеток головного мозга формируется до 3-х лет, поэтом чем больше родители будут заниматься интеллектуальным развитием ребенка в раннем возрасте, тем более восприимчивым к знаниям ребенок будет в старшем возрасте.
1.Изучение геометрических фигур:
- составлять пазлы из геометрических фигур (например, с помощью квадратов Никитина);
- играть с сортерами, рамками-вкладышами;
- искать одинаковые фигуры/узоры;
- сопоставлять кубики разны форм с их изображением (например, используя блоки Дьенеша);
- строить конструкции по схеме(например с помощью блоков Дьенеша);
- определять геометрические фигуры на ощупь.
2.Изучение счета:
- играть в пальчиковые игры;
- считать объекты в повседневной жизни (например, ступеньки, яблоки, машины и т.д.);
- учиться считать с помощью палочек Кюизенера, счет, карточек, магнитных цифр или домино.
3.Изучение цветов:
- сортировать разные предметы (кубики, игрушки, детали конструктора, пуговицы, бусины) по цвету;
- учить цвета с помощью карточек, цветной бумаги, красок, пластилина;
- изучать новые слова обращая внимание на цвет предметов;
- просить ребенка принести предмет определенного цвета.
4.Занятия на внимательность и логику:
- играть в прятки (можно прятать игрушку или прятаться самому);
- игры на внимательность (например, «найди ошибку», «чего не хватает», «найди пару», «что лишнее», «сходства и различия», «продолжи ряд», «изучение противоположностей»);
- угадывать предмет по его тени;
- сопоставлять картинки (например, «кто что ест», «где чей дом» и т.д.);
- поиск предметов по одному, двум, трем признакам;
- отгадывать загадки;
- обобщать предметы по одному признаку;
- повторять последовательность действий.
5.Изучение окружающего мира:
- изучать новые слова из разных тем (например, части тела, животные, птицы, насекомые, понятия дня и ночи, явления природы, продукты, цветы, транспорт, одежда, мебель, семья, город, профессии, приборы, правила дорожного движения, природные материалы и т.д.);
- классифицировать предметы по общему признаку (вид, цвет, форма и т.д.)
- учиться ориентироваться в пространстве (понятия: право-лево, верх –вниз, вперед-назад);
- изучать органы чувств и свойства предметов (вкусы и запахи, холодный и теплый, предметы с разной фактурой);
- изучать размеры, части и целое (составить картинку из частей, пазлов, пирамидку, предметы друг в друга, найти целое по части, найти недостающую часть).
Творческое развитие
Сюда можно отнести развитие воображения и расширение кругозора.
1.Рисование:
- учиться рисовать линии, круги и другие фигуры на бумаге, снегу, песке (с помощью красок, мелков, карандашей, пальцев, палочек);
- обращать внимание на выбор цвета;
- учиться дорисовывать рисунки и соединять по точкам (например, можно приобрести специальные тетради с заданиями);
- пробовать оставляем отпечатки (с помощью штампов, рук, губки и т.д.);
- учиться обрисовывать предметы.
2.Лепка:
- учиться лепить шарики, катать колбаски, скреплять детали, а также мять материал, сплющивать, отщипывать, делать углубления пальцами и т.д. (для этих целей можно использовать пластилин, тесто, кинетический песок);
- учиться лепить разные предметы (пирамидка, улитка, цветы, грибы, снеговик, гусеница, колобок, гномик, осьминог, пчелка, ежик), продукты (конфеты, яблоки, крендели, пирожки, пицца), которые затем можно использовать в игре;
- извлекать игрушки спрятанные в пластилине;
- лепить пластилин на картон и украшать мелкими предметами;
- размазывать пластилин по бумаге/картону;
- оставлять отпечатки на пластилине используя разные предметы (например, игрушки, массажный шарик, вилку, формочки, детали конструктора, специальные скалки и т.д.);
- учиться резать пластилин ножом, вырезать формочками, втыкать разные предметы.
3.Развитие мелкой моторики:
- играть в пальчиковые игры (можно с массажным шариком Су-Джок);
- изучать разные фактурные поверхности;
- создавать аппликации (например, из цветной, фактурной или самоклеящейся бумаги, природных материалов, крупы, салфеток, пуговиц, геометрических фигур, пластилина);
- сортировать или пересыпать мелкие предметы;
- строить домики и башни из кубиков или конструктора;
- переливать воду из разных емкостей (используя лейку, кувшин, воронку, клизму, пипетку и т.д.);
- играть с наклейками, липучками, молниями, кнопками, пуговицами;
- вылавливать из воды ситом или ложкой мелкие предметы;
- собирать воду с помощью губки;
- комкать и рвать бумагу;
- создавать узоры из мелких предметов (камней, фасоли, макарон, палочек и т.д.);
- подбирать крышки к банкам, закручивать и окручивать их;
- нанизывать бусины на нитку;
- играть с прищепками;
- наматывать нитки на клубок;
- определять предметы на ощупь;
- учиться резать бумагу ножницами;
- разбирать и собирать игрушки из мелких деталей;
- работать щипцами;
- чистить вареные яйца, мандарины и т.д.
4.Музыкальные занятия (можно использовать методику Железновых):
- повторять движения под музыку (руки на плечи, на пояс, на колени, потопать, похлопать, присесть, нога на носок-на пятку, наклониться и т.д.);
- играть в игры с музыкальными инструментами;
- прослушивать разные виды музыки (медленная, быстрая, грустная, веселая, спокойная и т.д.);
- изучать звуки разных инструментов;
- разучивать и песни;
- угадывать мелодии.
Физическое развитие
Физические упражнения помогают развить в ребенке силу, ловкость, выносливость и координацию.
- зарядка включающая в себя такие упражнения, как прыжки, наклоны, перешагивания, приседания, разные способы ходьбы, выпрыгивание из приседа, повороты, ходьба на руках, быстрый и медленный бег, ходьба на носочках, удерживание равновесие, перекаты, ходьба босиком по неровным поверхностям/по линии/наклонной поверхности, также можно научить ребенка подлезать под препятствиями, бегать «паровозиком», водить хоровод, прыгать на фитболе, висеть на турнике и т.д.;
- гулять больше пешком;
- играть в подвижные игры (например, игры с мячом, групповые игры, преодоление препятствий, догонялки, разные способы ходьбы)
- помогать родителям по дому (например, подметать, протирать со стола, собирать игрушки, поливать цветы, убирать со стола, раскладывать приборы, мыть овощи/фрукты/посуду, переносить и подавать предметы, ставить вещи на место, пылесосить и т.д.);
- посещать спортивные секции (например, бассейн, гимнастику и т.д.).
Рассмотренные выше занятия предназначены для детей от 1 до 3-х лет, в зависимости от сложности и индивидуальных особенностей развития ребенка. Если малыш не заинтересовался каким-либо видом занятий, отложите их и попробуйте снова через некоторое время.
До 3-х лет вполне можно развивать ребенка дома самостоятельно, так как в этом возрасте ребенку очень важен контакт с родителями. После 3-х лет для гармоничного развития ребенку рекомендуется совмещать общение с родителями и социализацию в коллективе (хотя бы 2-3 раза в неделю). Так как в детских садах уже предусмотрены развивающие занятия и физическая активность, то дома стоит обратить внимание только на тех виды дополнительных занятий, которых недостаточно именно вашему малышу.
Очень полезно составлять план занятий с ребенком на неделю. Это поможет не перегружать ребенка, уделить внимание разным видам занятий, не дублировать их, а также учесть возраст, характер, интересы и другие индивидуальные особенности вашего малыша. С детьми более старшего возраста можно устраивать тематические недели.
Все занятия должны проходить в форме игры, не стоит заставлять ребенка делать что-то против его воли. Также старайтесь постоянно подкреплять изученный материал на практике.
Не забывайте искренне хвалить ребенка, когда у него что-то получается.
Давайте возможность малышу выполнять как можно больше заданий самостоятельно, только так он сможет чему-то научиться.
Как заинтересовать ребенка?
Бывает так, что ребенок не хочет заниматься и выполнять задания, тогда его нужно заинтересовать!
Для этого можно использовать следующие приемы:
- Если ребенок не хочет выполнять задания, начните заниматься сами, делая это с увлеченным видом, можно привлечь в помощники игрушки, со временем ребенок сам к вам присоединится;
- чем эмоциональнее вы объясняете задания и комментируете все свои действия, тем больше будет интерес у ребенка;
- связывать занятия с повседневной жизнью, например, изучать фигуры, животных, звуки, предметы во время прогулки или путешествия;
- привлекать к занятиям игрушки, которые тоже в них участвуют (в этом случае важно обращаться к ребенку именно от лица игрушек);
- придумывайте сюжет занятий (например, можно обыгрывать сказки);
- давать призы за выполненные задания;
- обязательно много и эмоционально хвалить!